Кодовое название: Habbakuk – Гриф «Совершенно секретно»

Амбициозный план Союзников по подавлению превосходства немецкого флота в Атлантике – проект авианосца под кодовым названием  “Аввакум» (Habbakuk) – постройка гигантского авианосца из прочной композиционной смеси “пайкерита”, состоящего на 18-45 % (по весу) из древесных опилок  и до 82% из льда.  Одобрение проекта было выдано лично лично уинстоном Черчилем и адмиралом Британского флота Лордом Луисом Маунтбаттеном

Однако, этот грандиозный корабль так никогда и не был построен, а все ограничилось только моделью в масштабе 1:50, спущенной на воду, закамуфлированной под плавучий дом в режиме особой секретности в озере Патрисия в глубине Скалистых гор в Канаде. Одобрение. Этот корабль должен был стать флагманом в целой флотилии ледяных судов, транспортов, плавучих заправочных баз и авианосцев как в Атлантическом, так и в Тихом океане в борьбе против Японии.

Отчаянное время требовало отчаянных мер и нестандартная инженерная мысль была призвана на помощь с целью приблизить конец войны.

Предложение Пайка

Разработал концепцию неуязвимого корабля-айсберга некто Джефри Пайк –  эксцентричный британский ученый, закончивший свою карьеру в психиатрической лечебнице в США.

После трагической гибели в 1912 году Титаника от столкновения с айсбергом, ученые предпринимали неоднократные попытки борьбы с айсбергами с применением динамита и торпед, но раз за разом терпели поражение, уступая прочности и плавучести льда.

Изначально  Пайк выступил с идеей буксировать айсберги на юг от Гренландии и устраивать на их поверхности аэродромы, однако эта идея провалилась как экономически нецелесообразная. На смену этому проекту пришел план «Б» – использовать на благо военных нужд прочность ледяных гигантов.

Полноразмерный айсберг-авианосец должен был быть построен из 280 тысяч ледяных блоков, неуязвимых для торпед вражеских субмарин, а внутри оснащен автономной системой охлаждения. Блоки для постройки корабля были изготовлены  из «пайкрета» (названного в  честь Джефри Пайка) – смеси воды и опилок, которая при замерзании, оказывалась в разы прочнее, чем обыкновенный лед. Habbakuk содержал бы на своем борту 220 единиц техники, размещал бы 2000 людей в металлических контейнерах и весил бы 2 млн. тонн. Для сравнения, круизное судно Королева Мери, одно из самых больших суден современности, весило 91 000 тонну. Общий бюджет для постройки айсберга Habbakuk составил  100 млн. долларов. Прототип размерами 18,3 м в длину, 9,2 м в ширину и 15,9 м высотой, был построен в удаленном национальном парке Джаспер – где зимы были холодными и богатыми на лед – под внимательным взором Канадской армии и Королевской горной полиции.

Учитывая непотопляемость такого гиганта и дефицит металла в Великобритании, странная и сумасшедшая идея Пайка должна была сработать. Флотилия  ледяных кораблей должна была быть построена в Корнер Бруке, Ньюфаундленд, однако она потребовала бы коллосальных материальных затрат и еще большего  количества человеческих ресурсов – более 35 000 рабочих.

Кроме того, ко времени старта проекта в 1943 году, объединенный флот союзников уже и так начал одерживать победу за победой в водах Атлантики, обеспечивая себе численное и техническое преимущество.

Даже сегодня, история судна Habbakuk остается загадкой, и только несколько Канадских дайверов знают об отчаянной попытке, которая произошла в Национальном Парке Джаспер.

Докторская диссертация

Доктор Сьюзан Лэнгли, подводный археолог штата Мэриленд, узнала о существовании ледяного корабля в 80-х гг., когда изучала археологию в Университете Калгари. Заинтригованная фантастическими рассказами и легендами об айсберге-авианосце, Лэнгли совместила свое увлечение дайвингом и изучение подводной археологии в докторскую диссертацию по судну Habbakuk.

Конструкция Habbakuk, по ее словам, задействовала технологию обшивки, созданную в Национальном Бюро Исследований Оттавы. «Представьте коробку из-под обуви и потом положите в нее такую же, только меньше по размеру – это и будет Habbakuk», – поясняет Лэнгли, после совершения более двадцати погружений на врек.

Стены и пол судна были построены из дерева.  И, полости стен и пространство между балками пола были наполнены изоляционной смесью из асфальта и угля, в которой проходили трубы системы охлаждения, доставляющей холодный воздух в центральный охлаждающий отсек.

Ледяные блоки были вырезаны из озера и установлены поверх балок в полу.  Охлаждающие блоки чередовались с ледяными, а центральный отсек был дополнительно покрыт пайкеритом. В июле 1943, термопары, встроенные в прототип, достигли внутри температуры -10С , а в районе наружной стенки от -6С до -9С.

«Не дайте возможность красивой истории заменить собой правду!» – говорит Лэнгли. Она остерегает дайверов от чрезмерного энтузиазма и грандиозных ожиданий:

 авиалайнер под водой больше похож на недостроенный Ноев ковчег –  «Я не могу сделать его привлекательным для дайверов, они должны полюбить  Habbakuk таким, какой он есть».Лэнгли добавляет: « Это очень классная часть Канадской истории времен войны – вы должны посетить Habbakuk чтобы прикоснуться к грандиозному прошлому».

 Корабль изо льда на дне

Эксперимент закончился в конце августа 1943 г., крыша и холодильные установки были демонтированы и сняты с  Habbakuk. Спустя несколько месяцев лед растаял, а каркас корабля опустился на дно озера Патрисия.

Сейчас обломки Habbakuk представляют собой груду труб системы охлаждения, одну вертикально стоящую уцелевшую стену судна и груду снаряжения, лежащую диагонально на 30-и градусом склоне, на глубине от 12 до 40 м. Температура воды варьируется от 12С на поверхности до 3С на 30 метрах и дайверы, само озеро находится на высоте 1280 м над уровнем моря, что необходимо учитывать дайверам при использовании сухих костюмов.

Сегодня, на врек Habbakuk приезжает около 20 посетителей в год, бесстрашные дайверы,  которые на каноэ, загруженном снаряжением для дайвинга, в течении  30 мин добираются до места погружения на дайв сайт. Ориентиром служит стоящее на берегу дерево с прибитым к нему кольцом для крепления  троса и остатки асфальта на берегу, ведущие в воду.

Кэтти МакКуэйг, исполнительный директор Подводной ассоциации штата Альберта, говорит, что их сообщество насчитывает около 3000 дайверов, но лишь немногие из них, в частности она и ее супруг, совершали погружение к останкам Habbakuk.  Несмотря на свою уникальность, из-за своей труднодоступности этот рэк так и не стал пока что популярным объектом для дайв-туров

Защита ледяного корабля Habbakuk

31 Июля, 1988 г., доктор Лэнгли организовала акцию по установке монумента из горы камней и  бронзовой мемориальной таблички на глубине 12 метров около Habbakuk.

Последний раз Лэнгли погружалась в 2005 году и она была шокирована степени его разрушения, включая разрушение холодильной камеры отсека. С другой стороны, по ее свидетельству, разрушение открыло ранее невидимые части судна. К сожалению, разрушение стало результатом не только действия сил природы. Вандалы приложили свою руку к разграблению судна и покрыли его останки графити. Там даже появилась надпись «Пожалуйста, уважайте наше подводное достояние».

оригинал статьи Текст:  Сьюзан Р. Итон

 

Комментариев нет.

Оставить комментарий